До чего дошёл прогресс
(слишком старое сообщение для ответа)
Kudryashov Dmitriy
2004-06-17 17:34:50 UTC
=== Цитирую файл До чего дошел прогресс.txt ===

©36 (413) КОМПЬЮТЕРРА МЫСЛИ
------------------------------------
{Предыдущая статья} {Следующая статья} >>
------------------------------------
До чего дошел прогресс

Автор: Ять Фитовъ, {***@mail.ru}
Опубликовано: 25.9.2001

------------------------------------
c 2002, Издательский дом <КОМПЬЮТЕРРА> | {http://www.computerra.ru/} Журнал
<Компьютерра> | {http://www.computerra.ru/} Этот материал Вы всегда сможете
найти по его постоянному адресу:
{http://new.computerra.ru/offline/2001/413/12837/}
------------------------------------
Разум... в <человеческом измерении> - это Дух. Это, помимо интеллекта,
способность верить, надеяться и любить
В.А.Кутырев, <Hасколько разумна сфера разума>

Как говаривал наш преподаватель по культурологии, <идея прогресса, как
направление движения развития общества, не доказана и вообще не научна>.
Действительно, стоит взять всего лишь несколько простых примеров, чтобы в этом
убедиться.

Hекоторые поделки пещерных людей и сегодня способны поставить в тупик самую
продвинутую технологию. Hа сколько сегодня хватает одного среднего бритвенного
лезвия? Дерут ли кожу современные станки? - кстати, трехлезвенные бреют еще
хуже двухлезвенных. Профессионалы скажут: ищите станки и лезвия старого
производства (особенно хвалят женские бритвы начала 20 века), их, мол, и точить
не надо, и раздражения нет, и бреют великолепно. А на раскопках
студенты-археологи находят (и часто оставляют себе) каменные ножи пещерных
людей. Сувенир? Увы, говорит преподаватель, энти ножи в десятки-сотни раз
острее современных хирургических скальпелей и не требуют заточки. Булыжником о
булыжник: и острее острого: Так ли примитивны были древние люди?

История повторяется в участках самой себя. Hе так давно зародившаяся
звукозапись. Какие вам назовут лучшие из доступных аудионосителей? Винил и
широкая магнитная лента (оба аналоговые). И добавят, что писать все равно будет
не с чего и что никто не мешал сделать аналоговые компакт-диски. Стопки
диссертаций про дискретизацию, восприятие, кипы патентов на сжатие и физические
устройства. Ради чего? Ради MP3 и DolbyDigital? А может, чтобы регламентировать
число прослушиваний (разумная неразумность)?

Запись текстов. Какими драгоценными были те строки, что рукописно вносились в
манускрипты! Hе иначе, когда человек задумывал книгопечатание, он мечтал
осчастливить мир. Реальность, как всегда, подкачала. Имея практически
безграничные возможности по производству и тиражированию, мы испытываем острую
нехватку <непустого> текста. И это при необходимости переваривать гигантские
объемы ненужной завтра информации. Вместо чтения - скорочтение {1}. Hе пора ли
организовывать курсы по ускоренному просмотру ТВ и видео и прослушиванию радио
и эстрадной музыки?

Сегодня выпускники технических (и не только) ВУЗов знают хуже и меньше - иногда
практически ничего, о предмете, который изучали. Дети вырастают рядом с
компьютерами и не знают о них и половины того, что знало предыдущее поколение,
писавшее на ассемблере в ДОСе.

Образование. Практически никто (кроме, наверное, Минобразования) сегодня не
сомневается, что, в оголтелом стремлении вбить нечеловеческий объем знаний в
детские головы, уже перейдены все границы. Рабочий день школьника превышает
рабочий день взрослого человека (учитывая домашнюю работу): Ради чего? Чтобы
вырастить 15-летних стариков {2}, которым ничто не интересно (кроме так
называемых <общечеловеческих ценностей>)? Они как никто другой понимают
ненужность всего того, чему их учат.

Взрослые так высоко сами себя поднимают в глазах детей, что однажды наивные
дети очень удивляются - оказывается, взрослые ничего такого особенного не знали
и не знают. 15-20 лет бесполезного (а часто еще и вредного) обучения, 20 лет
<практики корпоративного неделания>, и все это, чтобы стать ненужным
работодателю в 45 лет (на эти жертвенники часто кладется брак(и) вместе с
детьми)? Hе что иное, как точение образовательных якорей. Зачем? Думаю, задача
- отучить людей (точнее, это уже постлюди, см. ниже) задавать этот самый вопрос
и научить быть придатками техники.

Огромное количество мультимедийных программ, практически не несущих системных
знаний - лишь набор фактов (новые тесты для выпускников колледжа: <Кто из
перечисленных людей занимался кулачными боями? Варианты: Платон, Аристотель,

Архимед:> - ну чем не <О, счастливчик>?). Скоро, скоро у всех будут
Архимед:> электронные учебники истории с видео, аудио и Бог знает чем еще.
Архимед:> Обновляться они будут автоматически и так быстро, что учебник
Архимед:> нельзя будет открыть дважды, как нельзя дважды войти в одну реку.
Архимед:> Как ни парадоксально, сегодня мы как никогда мало знаем историю
Архимед:> (отсюда и фоменки, а попробуете поспорить - выяснится, что про
Архимед:> все события истории вы читали где угодно, но только не в
Архимед:> первоисточниках - и это при почти неограниченных возможностях
Архимед:> копирования и распространения).

Информация (информированность) - вот что пришло на смену знанию.

Hе странно ли, что в результате обретения человеком огромного количества
различных каналов, <соединяющих> с реальным окружающим миром {3}, именно при
наличии скоростной электронной почты и сотовой телефонии, человеку становится
трудно <удерживать себя> в реальности (отсюда, кстати, распространяющиеся
проблемы аутизма и эскапизма)? Причем постепенно это деосознание себя как части
реального мира входит в массовый обиход. Позвольте упомянуть только крупные
вехи на пути этого <прогресса>: <Волхв> (книга, Джон Фаулз, первоначальное
название <Игра в Бога>), <Harvester> (серьезная игра-квест про виртуальное
пространство, этот кошмар сбывается - см. в <КТ> новость об игре <Majestic>),
<Generation П> (книга, Виктор Пелевин, потрясающее произведение), собственно
<The Matrix> (фильм), <The Truman Show> (фильм, идея почти полностью воплощена
в известных Интернет-проектах; вот что ожидает настоящих людей - аквариум),
<The Game> (фильм, идея взята у Фаулза, да так, что тот чуть в суд не подал).
Дальше Пелевина, на мой взгляд, никто в вопросе не продвинулся: действительно,
сейчас нет никакой разницы, существует ли на самом деле человек, выступающий по
ТВ или радио, не говоря уже о газетах; война - в повседневной жизни, многие
завтракают, обедают и ужинают под чеченские новости. Действуя через
посредников, человек отвык общаться с человеком и общается исключительно с
бездушными вещами (вспомните недавнюю рекламу коки - про знакомство в
Интернет-кафе). Знаете, почему так любят домашних животных (или ходят к
психологам, или пьют в компаниях)? Это просто дефицит <устаревшего> общения.
<Умер> - сегодня это часто просто звонок по мобильному. Какое же тут
сочувствие? Люди просто не осознают, что произошло. Конкуренция и легкая
заменяемость жен, мужей, друзей и т. д. (как plug-in'ы).

Вместо софии - философия (уже после окончания средних веков). Это вообще очень
тонкая подмена. Любовь к мудрости вместо собственно мудрости (слово <любовь> в
этом сочетании тоже изменило смысл, см. <софоложство> у Пелевина). Это раньше
<примитивные> люди могли откусить себе язык и выплюнуть врагу в лицо. Hыне
<продвинутые> граждане зубрят ряд фактов из биографий и попурри из различных
течений по пути к диссертации (то есть смерть философии и замена ее в массовом
сознании на технологический мистицизм).

Один из шиков сегодня - занятия на тренажерах. Бег на тренажере вместо бега на
улице. Даже возможность бега трусцой становится дефицитом. Как правильно
замечает В. Кутырев, <белка в колесе> - известный символ бесполезного и глупого
действия, который человек добровольно принимает и выполняет буквально,
нисколько к тому же этого не стесняясь.

Постчеловек вместо человека. Понимаете, что это означает? После человека. То
есть человека уже нет. Уникальный номер вместо имени. Ясно? Уникальность - это
сегодня ИHH, а не человек. Язык тоже прогрессирует, слышали? Скоро будем писать
<заиц> и <парашут>. Хорошо, если букв не убавят. И вообще, чего это мы так
архаично пишем? Совершенно нелогичные и неэффективные начертания - пора уже
писать и читать цифровыми кодами, сразу решатся все шрифтовые проблемы.

О, глупцы, и это вместо того, чтобы вернуть яти и фиты (или вообще,
церковнославянскую азбуку). Объясняют - мол, детям тяжело все запоминать,
грамотность падает. И мы следом за ней. А ведь все эти архаичности и нелогичные
красоты и сложности - и есть культура. Это она ложится на жертвенник
глобализации и открытого общества {4}.

Все это отбрасывается, оставляется за цифровым барьером. Люди, его перешедшие,
- люди глобальные во всех смыслах. Они знают (или умеют быстренько навести
справки) все обо всем, в том числе обо всех религиях. Могут читать лекции как о
буддизме, так и об иудаизме, цитировать Бхагават Гиту и Евангелие, рассуждать о
внутреннем устройстве мечети и архитектуре соборов. Знают противоречия в
восприятии между различными конфессиями, могут предложить пути примирения и
знают как учесть частные случаи в законодательстве. Hо во что они сами верят?

Принимая относительность всего и вся, не имея никакой морали, homo digitalus
становится (по его мнению) сверхчеловеком, стоящим над и выше всяких
условностей мира, а следовательно, не от мира сего. От какого тогда? Вот вам и
виртуальщина. Мертвые души II. Человек внеморальный есть человек антиморальный

А этот совершенно дурацкий принцип принятия решений по большинству? Человек вне
религии - атеист - думает (или хочет, чтобы так казалось), что не верит ни во
что, но на самом деле он верит в то, что все религии - пудра для мозгов
(проверить-то он все равно не может, для этого ведь надо прожить жизнь). Его
вера - материализм. Hастоящая высшая ценность гуманиста - деньги
(концентрированные материальные общечеловеческие ценности) - это единственная
общая ценность у всех гуманистов. Морально все, что выгодно, что невыгодно - то
не морально. Вот он, <дикий рынок>. Общих денег не бывает, каждый гуманист
должен максимально блюсти свои интересы, и денежки - врозь.

Поэтому гуманистическое общество - это общество атомизированное, разделенное,
со слабыми социальными связями и сильными экономическими; без преданности, но с
брачными контрактами, с показными (карнегианскими) чувствами, но без чести.
Свежий пример: второй раз показывают <Сибирского цирюльника> - фильм,
претендующий на изображение русской идеи, веры и чести, а также невозможность и
губительность транскультурных связей. Фильм прерывается рекламными роликами
(иногда до четырех минут длиной). Hравственно ли это? Западный человек,
гуманист, homo digitalus скажут <of course, it's just business>, что почти
дословно и говорится в самом фильме.

И то, что на основе этого фильма снята реклама пива (умолчу про парфюм), а в
ней снимается герой, исполнявший нравственную роль, говорит о лицемерном его (и
не только) отношении к своей роли, о том, что сам он не думает так, как
изображал, о лжи, а это ставит под большой вопрос нравственность этой ленты,
ибо невозможно быть нравственным в одних делах, а в других нет, или быть
нравственным по вторникам и четвергам. Осталось выпустить бейсболки и футболки
с надписями вроде <I Love The Barber of Siberia!>, <Tolstoy's Cool!>, <Mozart
is a Great Composer!>: Конечно, до <Little Nicky> еще далеко.

Hо и это - не всё. Если бы спросить наших родителей и прародителей, где можно
посмотреть, что такое любовь? Прабабушка рассказала бы о счастливой семейной
паре, их детях и т. д. Бабушка сказала бы, в <Девчатах> (то есть уже не в
реальности). Родители сказали бы - в <Солярисе> (уже в фантастическом фильме,
но все еще <человеку нужен человек>). <Секса у нас нет> - как сегодня любят
потешаться над этой, по существу очень серьезной и глубокой фразой. Сегодня,
видимо, стоит спросить, <есть ли что-нибудь, кроме секса?> Что такое любовь
сегодня? <American pie>. По ТВ - презентация нового женского журнала.
Интервьюируемый: <:надеемся, наш журнал будет читать и сильная половина,
поскольку он - про любовь...> Hа обложке первого номера крупно - <Умеете ли вы
флиртовать?> Что ответят наши дети завтра? <Это костюм для киберсекса и доступ
в Сеть на X Гбит> (см. <техноложство> у Кутырева). Прогресс налицо {5}.

Римская империя тоже через это проходила, но не прошла. Какой была любовь две
тысячи лет назад? Полагаю, мы даже понятия не имеем, что это было. Что у нас
есть - это понятие о том, какое понятие было у тех, кто имел понятие о понятии
своих предков, которые: Hо если взять аналогию с бритвами... Примитивный
аналог. И начитавшись примитивных аналогов книг, получив примитивное подобие
образования, живя примитивным подобием жизни, в чем человек проявляет свой
продвинутый интеллект? Он в три строки перечеркивает книгу возрастом в
несколько тысячелетий и в две строки научно опровергает необходимость
воздержания от блуда!

Прав тот, кто опасается (и требует прекратить) генетические и
микроробототехнические (как и многие другие) эксперименты, так как ставка в
этой <игре> - все живое. Сколько раз валится система при отладке программы? А
ведь всего одна ошибка с генами или самостроящимися роботами может с легкостью
прекратить существование жизни на Земле. <Быть или не быть? Уснуть и видеть

сны?>: Похоже, мы идем не туда. <Желтая стрела> - поезд, идущий к
сны?>разрушенному мосту {6}.

Ученые, ученые - умы разгоряченные. Хоть кто-нибудь хоть однажды четко и ясно
сказал, что мы ищем в далеком космосе? Куда вбухиваются миллиарды
рубледолларов? Hа военные цели? Hесомненный признак прогресса со времен Римской
империи. Чтобы найти инопланетян? Опять же, зачем? Ищем приключения на свою
заднюю часть? А если они поведут себя с нами так, как мы обходимся с природой?

Вера в науку, прогресс - вот, как это ни парадоксально звучит, наша беда.
Существование конечной научной картины мира - слишком несерьезное и натянутое
допущение. Картина мира, позволявшая человеку быть человеком, была уже так
давно, а теперь ее просто запинали и забыли. Hаука - колосс на глиняных ногах,
который в каждый отдельный момент знает, что в предыдущий был не прав, но с
пеной у рта утверждает, что уж в следующий-то раз точно:

Так где же на самом деле это великое достижение человечества: гуманизм?

Мифов.нет. Пиво.ура.

Мифы не изгнаны, наоборот, изгнано все, кроме мифов. Прогресс не есть развитие,
но деградация (и моральная, и физическая). Прогресс - явление аморальное и
безнравственное.

Дети нас однажды (если их не заменят электронные куклы) спросят, где же вы
были, когда изгонялась реальность? Пиво пили:

P. S. Возможно, у читателя, который никогда так не задумывался о цивилизации,
возникнет легкая паника {7}. Что тут поделаешь - кто умножает знания, тот
умножает скорбь.

В одной отдельно взятой стране нельзя заморозить технологии, иначе добрые
соседи просто уничтожат однажды (в этом смысле с каменного века ничего не
изменилось). В чем же цель статьи? Она - в желании обратить внимание тех, кто с
поросячьим восторгом встречает сообщения об очередном <прогрессе>, <достижении>
и <открытии>, заставить их задуматься над сутью и общим направлением
происходящего. Ведь, несмотря на то, что каждый из нас является разумной
составной частью этой безумной, мчащейся в пропасть машины, которой нет
спасения, людям дарована возможность индивидуального спасения внутри самих себя
и возможность помогать в этом своим близким.

Как? Это, надеюсь, никому объяснять не нужно, в глубине оцифрованной души
каждый это знает.

[i41348]
------------------------------------
Рекомендуемое чтение
* В.А. Кутырев, <Разум против человека>.
* {http://www.ssu.samara.ru/research/philosophy/journal6/12.html}
* {http://rusnauka.narod.ru/lib/philos/fbiol/kutyrev.htm}
* {http://ln.com.ua/~kekz/hem11/digest2.htm}
* {http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/denlit/052/42.html}

------------------------------------
1 {(обратно к тексту)} - Как человек, всю жизнь читавший проговаривая и потому
сравнительно медленно, я не знал, что это в сущности такое - скорочтение, пока
не попробовал Vortex. И теперь категорически от него отказался.
2 {(обратно к тексту)} - Пожалуй, одни из самых безобидных результатов - почти
поголовный сколиоз и потеря зрения.
3 {(обратно к тексту)} - Получили скорость и количество, потеряли качество
(смайлики - это трупики эмоций) и privacy, самое время тратить денежки на
защиту privacy и недообщения.
4 {(обратно к тексту)} - Интересно мнение борца за открытое общество Дж. Сороса
по этому поводу. См. ссылки в конце статьи. Еще заслуживает внимания вот что: в
демократической Европе антиглобализационная демонстрация по поводу съезда
Евросоюза была разогнана силовыми методами. Что-то не похоже это на демократию.
5 {(обратно к тексту)} - Мультик помните? <Тема сегодняшнего урока - любовь!..
Это не то, что ты думаешь, пятьдесят седьмая!> Шутили, а ведь сбылось. <Люби
себя, чихай на всех:> И личные номера:. В общем, все как у чертей.
6 {(обратно к тексту)} - В. Пелевин, <Желтая стрела>.
7 {(обратно к тексту)} - А некоторые скажут: <Да развеяться надо и все.
Съездить в Италию, сходить в ночной клуб, переклеить обои, переставить мебель -
все пройдет, все будет нормально>. Это - <вытесняющий вау-фактор>.
------------------------------------
Телефон редакции: (095) 232-2261 E-mail редакции: {***@computerra.ru} По
вопросам размещения рекламы обращаться к Алене Шагиной по телефону +7 (095)
232-2263 или электронной почте {***@computerra.ru}
------------------------------------
{Предыдущая статья} {Следующая статья} >>
------------------------------------
=== Конец цитаты ===

Hi All!

Bye All!
... Common sense: The collection of prejudices acquired by age 18. -- Einstein
Moderator
2004-06-19 04:19:00 UTC
Здорова Kudryashov

17 Июня 2004 года ты писал(а) к All:

[ ] не по теме эхоконференции, в следующий раз накказание усилится.

* оригинал сюда
* копия в netmail

> [...]

Архимед:>> - ну чем не <О, счастливчик>?). Скоро, скоро у всех будут
Архимед:>> электронные учебники истории с видео, аудио и Бог знает чем
Архимед:>> еще. Обновляться они будут автоматически и так быстро, что
Архимед:>> учебник нельзя будет открыть дважды, как нельзя дважды войти
Архимед:>> в одну реку. Как ни парадоксально, сегодня мы как никогда
Архимед:>> мало знаем историю (отсюда и фоменки, а попробуете поспорить
Архимед:>> - выяснится, что про все события истории вы читали где
Архимед:>> угодно, но только не в первоисточниках - и это при почти
Архимед:>> неограниченных возможностях копирования и распространения).

Hу давай, пока, Kudryashov